В Беларуси утвержден порядок выдачи разрешений на сделки с лицами из «недружественных стран»

Новости, 17 января 2024
pexels gabriel kuettel 3147058

Постановлением Совета Министров № 27 от 12 января 2024 г. «О выдаче разрешений» утверждена процедура выдачи разрешений на отчуждение долей/акций компаний участниками из «недружественных стран», а также недвижимого имущества.

Постановление принято в развитие Указа № 326 от 19.10.2023 г., которым были введены требования по получению разрешения Правительства и уплате взноса в бюджет не менее 25% от рыночной оценки отчуждаемого актива.

Когда необходимо разрешение на сделку?

1) продажа иностранными лицами доли/акций в уставных фондах компаний;

2) продажа недвижимости компаниями с долей в уставном фонде иностранного лица 25% и более, а также УП с иностранным участием.

3) выход иностранных участников из ООО/ОДО и реорганизация компаний с иностранным участием.

Когда и в каком размере уплачивается взнос в бюджет?

Взнос уплачивается при продаже доли/акций, а также недвижимости.

Размер взноса (не менее 25% от рыночной оценки, проводимой государственной оценочной организацией) и срок его внесения определяется в решении облисполкомом/Мингорисполкомом.

Взнос может быть уплачен как продавцом, так и покупателем.

Отметим, что исходя из Постановления, при выходе из состава участников и реорганизации компании взнос в бюджет не уплачивается.

Порядок получения разрешения?

Иностранный участник обращается с заявлением в облисполком/Мингорисполком по месту регистрации компании.

К заявлению прилагаются:

1) информация о деятельности компании (бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках на последнюю отчетную дату (при их наличии), масштабы производства, состав и численность работников, платежи в бюджет и внебюджетные фонды) – при обращении за разрешением на продажу долей/акций, предприятий как имущественных комплексов, реорганизацию компании, выход участника;

2) копия заключения об оценке рыночной стоимости долей/акций, недвижимого имущества – при обращении за разрешением на отчуждение долей/акций, недвижимости;

3) выписка из торгового регистра в отношении иностранного участника-организации или нотариальная копия паспорта участника-физического лица;

4) выписка из регистрационной книги о правах, обременениях прав на недвижимое имущество — при обращении за разрешением на отчуждение недвижимости;

5) выписка по счету «депо» — при обращении за разрешением на отчуждение акций;

6) сведения о покупателе доли/акций, недвижимого имущества (при наличии);

7) иные документы по усмотрению облисполкомов/Мингорисполкома.

Сроки подготовки и выдачи разрешения на сделку?

Проект решения облисполкома/Мингорисполкома готовится в течение 30 рабочих дней с даты представления необходимых документов.

В последующим проект решения исполкомами направляется в Госкомитет по имуществу, который при необходимости ежемесячно готовит проект сводного Постановления Совета Министров для дальнейшего согласования и утверждения. Разрешение на сделку оформляется в форме Постановления Совета Министров.

Разрешение на сделку (при условии его получения) действует в течение 1 года с даты принятия.

Важно, что разрешение на сделку не отменяет иных законодательных требований для реализации сделки. Например, получить согласие антимонопольного органа или соблюсти иные требования антимонопольного законодательства.

Постановление Совета Министров вступает в силу с 18 января 2024 г.

При необходимости консультации или сопровождения сделок с долями/акциями с участием иностранных лиц  – обращайтесь.