Постановлением Совета Министров № 27 от 12 января 2024 г. «О выдаче разрешений» утверждена процедура выдачи разрешений на отчуждение долей/акций компаний участниками из «недружественных стран», а также недвижимого имущества.
Постановление принято в развитие Указа № 326 от 19.10.2023 г., которым были введены требования по получению разрешения Правительства и уплате взноса в бюджет не менее 25% от рыночной оценки отчуждаемого актива.
Когда необходимо разрешение на сделку?
1) продажа иностранными лицами доли/акций в уставных фондах компаний;
2) продажа недвижимости компаниями с долей в уставном фонде иностранного лица 25% и более, а также УП с иностранным участием.
3) выход иностранных участников из ООО/ОДО и реорганизация компаний с иностранным участием.
Когда и в каком размере уплачивается взнос в бюджет?
Взнос уплачивается при продаже доли/акций, а также недвижимости.
Размер взноса (не менее 25% от рыночной оценки, проводимой государственной оценочной организацией) и срок его внесения определяется в решении облисполкомом/Мингорисполкомом.
Взнос может быть уплачен как продавцом, так и покупателем.
Отметим, что исходя из Постановления, при выходе из состава участников и реорганизации компании взнос в бюджет не уплачивается.
Порядок получения разрешения?
Иностранный участник обращается с заявлением в облисполком/Мингорисполком по месту регистрации компании.
К заявлению прилагаются:
1) информация о деятельности компании (бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках на последнюю отчетную дату (при их наличии), масштабы производства, состав и численность работников, платежи в бюджет и внебюджетные фонды) – при обращении за разрешением на продажу долей/акций, предприятий как имущественных комплексов, реорганизацию компании, выход участника;
2) копия заключения об оценке рыночной стоимости долей/акций, недвижимого имущества – при обращении за разрешением на отчуждение долей/акций, недвижимости;
3) выписка из торгового регистра в отношении иностранного участника-организации или нотариальная копия паспорта участника-физического лица;
4) выписка из регистрационной книги о правах, обременениях прав на недвижимое имущество — при обращении за разрешением на отчуждение недвижимости;
5) выписка по счету «депо» — при обращении за разрешением на отчуждение акций;
6) сведения о покупателе доли/акций, недвижимого имущества (при наличии);
7) иные документы по усмотрению облисполкомов/Мингорисполкома.
Сроки подготовки и выдачи разрешения на сделку?
Проект решения облисполкома/Мингорисполкома готовится в течение 30 рабочих дней с даты представления необходимых документов.
В последующим проект решения исполкомами направляется в Госкомитет по имуществу, который при необходимости ежемесячно готовит проект сводного Постановления Совета Министров для дальнейшего согласования и утверждения. Разрешение на сделку оформляется в форме Постановления Совета Министров.
Разрешение на сделку (при условии его получения) действует в течение 1 года с даты принятия.
Важно, что разрешение на сделку не отменяет иных законодательных требований для реализации сделки. Например, получить согласие антимонопольного органа или соблюсти иные требования антимонопольного законодательства.
Постановление Совета Министров вступает в силу с 18 января 2024 г.
При необходимости консультации или сопровождения сделок с долями/акциями с участием иностранных лиц – обращайтесь.