Как выбрать иностранную юрисдикцию для бизнеса. Советы белорусским компаниям

Публикации, 25 июня 2025
84h89nd7d5hmi98adg25jxmed1htf3to

Ведение бизнеса становится все более глобальным, и белорусские предприниматели все чаще задумываются об открытии компаний за рубежом. Универсального рецепта по выбору юрисдикции не существует.

Мы начинаем цикл статей для делового портала OfficeLife по вопросам выбора иностранной юрисдикции для бизнеса.

Читайте статью Николая Артемьева «Как выбрать иностранную юрисдикцию для бизнеса. Советы белорусским компаниям» по ссылке. Ниже полный текст статьи.

Зачем вам компания за границей?

— Прежде всего стоит определиться, зачем вам нужна иностранная компания, — говорит Николай Артемьев.

Вот самые распространенные мотивы регистрации компаний за границей:

  • операционная деятельность за рубежом. Многие создают иностранную компанию для работы на глобальном рынке: IT-стартапы, экспортно-импортная торговля, онлайн-сервисы и т. д. Зарубежная юрисдикция упрощает прием платежей со всего мира и доступ к иностранным клиентам. Иностранная компания фактически открывает дверь к международной аудитории без санкционных барьеров;
  • холдинговая структура и владение активами. Регистрация холдинговой компании за рубежом позволяет консолидировать владение активами (дочерними фирмами, недвижимостью, интеллектуальной собственностью) в стабильной юрисдикции. Это часто используется для защиты активов и упрощения структурирования бизнеса. Например, если предприниматель владеет несколькими компаниями в разных странах, имеет смысл учредить зарубежный холдинг, который будет их контролировать. В ряде стран доступны закрытые реестры бенефициаров и механизмы трастов, благодаря которым можно обеспечить конфиденциальность и безопасность активов;
  • оптимизация налогообложения. Один из классических мотивов — снизить налоговую нагрузку за счет более мягкой фискальной системы. В некоторых государствах действуют пониженные ставки налога на прибыль или специальные льготы для иностранного бизнеса. А порой можно и вовсе законно работать без налогов — например, компания в Гонконге, ведущая деятельность вне Гонконга, освобождается от местных налогов;
  • защита активов и частные структуры. Для состоятельных лиц актуально создание личных фондов, трастов и иных структур за рубежом в целях сохранения капитала. Это способ обезопасить имущество от страновых рисков, судебных претензий и т. п.;
  • получение специальных лицензий. Если бизнес требует лицензирования (финансовая деятельность, Форекс, криптобиржи, инвестиционные фонды, азартные игры и пр.). Белорусская лицензия может не признаваться за рубежом, поэтому предприниматели регистрируют компании в странах, где можно оформить нужную лицензию и начать работу на соответствующих рынках. Например, для финансовых услуг популярны Кипр и Прибалтика (инвестиционные компании, EMI-лицензии), для гэмблинга — Кюрасао или Мальта, для криптобизнеса — Швейцария, Эстония, ОАЭ. Выбор юрисдикции часто определяется именно возможностью легально получить требуемое разрешение и работать в правовом поле;
  • привлечение инвестиций. Стартап, претендующий на зарубежные инвестиции, гораздо успешнее найдет финансирование, если оформлен в понятной инвесторам юрисдикции. Обычно стартап идет к инвестору, а не наоборот, поэтому мало какой венчурный фонд будет вкладываться в высокорисковые юрисдикции и скорее предпочтет вкладываться в проект/компанию в Делавэре или Лондоне. Развитые страны дают доступ к обширным сообществам инвесторов и рынкам капитала. Кроме того, правовая система Англии или США лучше защищает права инвесторов. Поэтому ради масштабирования и роста бизнеса учредители зачастую вынуждены открывать компанию за границей, чтобы затем привлечь туда партнеров или выйти на IPO.

— От правильной постановки цели зависят все дальнейшие действия, — продолжает представитель юридической фирмы Art Legal. — Сформулируйте, что для вас приоритетно: облегчить налоговое бремя, обеспечить беспрепятственные расчеты, обезопасить имущество или, скажем, выйти на европейский или китайский рынок. Когда цели четко определены — это первый шаг к успеху зарубежного проекта. Далее можно переходить к анализу стран и выбору оптимальной юрисдикции под ваши задачи.

Как выбирать юрисдикцию для бизнеса?

Николай Артемьев перечисляет главные критерии, по которым компании следует выбирать международную юрисдикцию.

  • Налоговая система и соглашения об избежании двойного налогообложения. Изучите, какие налоги (на прибыль, дивиденды, прирост капитала) действуют в стране и как они применяются к нерезидентам.

Важный момент — наличие договора об избежании двойного налогообложения с Беларусью. Если такого соглашения нет, доходы, переведенные между вашей белорусской компанией и иностранной, могут облагаться налогом дважды.

Также обратите внимание на территориальный принцип налогообложения: в одних странах (Гонконг, Сингапур) зарубежные доходы вообще не облагаются, а в других (США, большинство стран ЕС) налог взимается со всех мировых доходов компании, — советует юрист.

  • Доступность банковского обслуживания для граждан Беларуси. Открыть компанию — еще полдела, нужно еще иметь возможность открывать счета и проводить платежи.

— К сожалению, в 2022–2025 годах белорусов косвенно затронули финансовые ограничения, введенные против России, — констатирует эксперт. — Многие иностранные банки усилили комплаенс-процедуры и с опаской относятся к клиентам из Беларуси, требуя подтверждения источников средств, связи с санкционными лицами и т.д.

В одних юрисдикциях эта проблема минимальна — например, гонконгские банки лояльно работают с клиентами из Беларуси и России. В других же открыть счет практически нереально без личного присутствия или местного резидента в директорах/учредителях.

При выборе страны узнайте текущую практику: какие банки там работают с нерезидентами, готовы ли они открывать счета на удаленной основе и нет ли негласных запретов на обслуживание белорусов.

  • Репутация юрисдикции. Имидж страны регистрации будет влиять на восприятие вашего бизнеса партнерами и регуляторами.

Условно все юрисдикции можно разделить на «белые», «серые» и «черные» списки. «Белые» — это страны с безупречной репутацией (например, страны ЕС, Сингапур), «серые» — те, к которым есть некоторые вопросы по транспарентности, но они обещают улучшения, «черные» — откровенно офшорные и не сотрудничающие с международными организациями. Если страна находится в черном списке ЕС по налоговым целям, ваши транзакции оттуда могут привлекать повышенное внимание, а некоторые контрагенты и вовсе откажутся работать.

  • Substance и физическое присутствие. Современные международные правила требуют от компаний «экономического присутствия» в стране регистрации, особенно если они претендуют на налоговые льготы.

Нужно выяснить, обязана ли иностранная компания иметь офис, местного директора, сотрудников или выполнять иные требования substance. В некоторых юрисдикциях (например, в ОАЭ для компаний в свободных зонах) для сохранения налоговых преференций необходимо показать реальную деятельность: аренду адреса, ведение учета в стране, проведение собраний директоров и т. п. Несоблюдение этих требований может привести к потере льгот или даже штрафам. В других странах, напротив, требования минимальны — достаточно номинального адреса у регистратора.

— Белорусскому предпринимателю важно заранее учесть, готов ли он нести расходы на содержание офиса за границей или командировки, — предупреждает Николай Артемьев. — Например, если выбираете европейскую страну, может потребоваться назначить резидента директором. А если офшор вроде Британских Виргинских Островов — там нужно ежегодно подтверждать экономическое присутствие для некоторых видов деятельности. Игнорировать эти моменты нельзя, иначе компания может быть признана фиктивной.

  • Стоимость и скорость регистрации, администрирование. Сравните затраты на открытие и обслуживание фирмы в разных странах. Где-то регистрация занимает пару дней и стоит несколько сотен долларов (например, в Эстонии или в США), а где-то процесс может затянуться на месяцы и потребует капитала (скажем, в Швейцарии необходимо внести уставный капитал и пройти строгую проверку).

Учтите расходы на услуги регистрационных агентов, госпошлины, обязательный аудит, ежегодное продление. Например, открытие компании в Гонконге займет примерно 2–3 недели и обойдется условно в $2 тыс., тогда как в соседнем Сингапуре уже дороже и может потребовать местного секретаря. В некоторых странах нужно ежегодно подавать финансовую отчетность, проходить аудит, нести юридические и бухгалтерские расходы — это тоже затраты.

  • Визовые и логистические аспекты. Наконец, подумайте о географическом и миграционном факторе. Если предполагается часто навещать страну регистрации (для встреч с банком, ведения дел), желательно, чтобы у белорусов не было проблем с въездом. С этой точки зрения соседние страны и Турция выигрывают (можно въехать без визы или получить по прибытии). А вот, например, для поездки в Великобританию или США потребуется заранее оформить визу, что не всегда просто.

Кроме того, некоторые юрисдикции дают бонус в виде возможности получить вид на жительство за инвестиции. Классический пример — ОАЭ: инвестировав в местную компанию, учредитель может получить резидентскую визу. Это привлекательно, если вы планируете релокацию. В то же время в Грузии, Казахстане, Армении и ряде других стран из региона СНГ открыть компанию можно вообще без какого-либо ВНЖ, что упрощает старт.

Логистика тоже играет роль: часовой пояс, удобство перелетов, языковой барьер. Если ваши партнеры в Европе — логично выбирать европейскую юрисдикцию, чтобы быть ближе к ним. А если бизнес ориентирован на Азию, стоит рассмотреть Гонконг или Сингапур.

Сопоставив все эти критерии со своими целями, вы сузите круг подходящих стран. Далее имеет смысл посмотреть на вопрос шире — через призму геополитических направлений, каждое из которых несет свои плюсы и минусы. Об этом читайте в нашем следующем материале.